Ребефинг, часть 3 (дыхание)  

(продолжение)

Воздействие дыхания можно дополнительно усиливать, используя специальную музыку (различные варианты ритуальной музыки разных стран мира), чтобы больше и качественнее изменить состояние сознания. Групповая практика также способствует более мощному изменению сознания.

Гроф подчеркивает, что в идеальном варианте активное дыхание само по себе активизирует материал бессознательного, способствует его высвобождению. (Под "бессознательным" понимаются кармические отложения непосредственно в первичном сознании и менее глубокие - в полевой форме.) Но если сеанс заканчивается, а остаточные напряжения и неприятные эмоции сохраняются, он рекомендует применять особую работу с телом.

По мнению Грофа, нуждающегося в помощи человека необходимо побудить полностью подчиниться всем возникающим эмоциям, ощущениям и самопроизвольным движениям тела (издаваемые звуки, гримасы, позы, движения), при этом не анализировать происходящего. Это подчеркивает и мое наблюдение: эмоциональный "мусор", сдержанный порыв к выполнению движения, неоформленная мысль остаются в полевой форме в виде энергетического следа ("раковины", завихрения). Дыхание активизирует весь этот материал на естественный выход из тела. В результате то, что вы думали сделать, но не сделали - выводится в виде движения; хотели сказать, но не сказали - выводится в виде возгласов; хотели выразить какой-то эмоцией, но подавили - выводится в виде гримасы или позы. Эта работа должна продолжаться до тех пор, пока все, активизированное дыханием, не проявится в полной мере и не наступит полное расслабление тела.

Методы, прокладывающие доступ к бессознательному, стремятся в первую очередь активизировать чувственные органы (иначе, с помощью чего мы можем ощущать то, что имеется в полевой форме). В результате и бессознательное стремится активизировать прежде всего чувственные органы (а мы уже знаем, для того чтобы осознать самое себя, полевая форма человека должна произвести "инструмент" под названием "обыденное сознание" с его подразделами - внешнее и внутреннее сознание; внешнее сознание в доступе к бессознательному нам мешает и его надо отключить, а внутреннее сознание активизировать). И поэтому для многих людей анализ глубинных слоев психики начинается с различных неспецифичных чувственных переживаний: "видят" цветные геометрические фигуры, "слышат" звенящие и гудящие звуки, появляются различные ощущения в различных частях тела, вкусы, запахи и т.д.

Очищение дыханием (пневмокатарсис). Очень давно было известно, что с помощью дыхания, регулируемого различными способами, можно оказывать влияние на состояние сознания. Например, практиковали такую форму крещения - посвящаемого погружали под воду таким образом, что он практически как бы тонул и тем самым переживал смерть и последующее возрождение. Глубокие изменения в сознании можно вызывать изменением частоты дыхания, замедлением и комбинацией этих приемов. Особенно много подобных приемов в древнеиндийской науке о дыхании - Пранаяме. Ритм дыхания также оказывает большое влияние на психику, чем пользовались в ритуальных методиках: балийский гимн обезьян, эскимосская горловая музыка, суфийские песнопения.

В результате экспериментов Гроф пришел к выводу, что наиболее эффективно учащение дыхания в сочетании с полной концентрацией сознания на теле и осознанием внутреннего процесса. Помните 0 психологическое сопротивление и защита используют механизмы ограничения дыхания.

Гроф описывает два способа выхода эмоционального "мусора". Первый имеет форму катарсиса и отреагирования, которое заключается в подергивании, дрожании, покашливании, перехвате дыхания, рвотных позывах, вскрикивании и т.п., что означает усиление деятельности симпатического отдела вегетативной нервной системы. Второй заключается в том, что глубокие напряжения проявляются в виде длительных сокращений и затянувшихся спазмом. На поддержание такого мышечного напряжения организм затрачивает огромное количество собственной энергии и, освобождаясь от напряжения, гораздо легче функционирует.

Типичный результат холотропного сеанса - глубокое эмоциональное освобождение и физическое расслабление.

Целительный потенциал музыки. Различные формы звукового воздействия использовались веками как мощное средство изменения сознания. Монотонная барабанная дробь и песнопения были основными инструментами шаманов в различных частях мира (здесь используются утомление слухового анализатора и последующее за этим торможение в коре головного мозга, что вызывает гипнотическое состояние). Различные барабанные ритмы, согласно лабораторным данным, сильно влияют на мозговую деятельность.

Во многих духовных традициях разработаны изощренные приемы звукового воздействия, вызывающие не только состояние транса, но обладающие целенаправленным влиянием на его течение. Сюда прежде всего относятся тибетское многоголосое пение, священные песнопения различных суфийских орденов, древнее искусство Када-Йоги (способа единения через звук). Давно известно о специфической связи между определенными звуковыми вибрациями и чакрами. Систематически используя это знание, можно влиять на сознание в желаемом и предсказуемом направлении. Вот несколько примеров подобного использования музыки.

Ст. Гроф указывает, что хорошая музыка обладает особой ценностью в необычных состояниях сознания. Она помогает обнаружить старые забытые эмоции и выразить их, усилить и углубить процесс, а также придает смысл переживаемому, делает его более значимым. Продолжительный музыкальный "поток" создает несущую волну, которая помогает человеку двигаться сквозь трудности переживаемого опыта, преодолевать психологическую защиту, смиряться и освобождаться. Особым образом подобранная музыка способствует активизации скрытой агрессии, физической боли, сексуальных или чувственных ощущений и т.п.

Чтобы использовать музыку в качестве ускорителя активизации эмоционального "мусора", необходимо научиться по-новому слушать ее и относиться к ней. В холотропной терапии очень важно полностью подчиниться музыкальному потоку, позволить ему резонировать во всем теле и отвечать на него в самопроизвольной манере. Это означает дать волю всему, что возникает под действием музыки: крику, смеху, любым звукам, поднимающимся на поверхность, различным гримасам, верчению отдельными частями тела, вибрациям или изгибаниям всего тела и т.п. При этом вы не должны делать попытку угадать композитора, оценить исполнение и т.д. Другими словами, слушая музыку, "уберите" аналитический ум. Ваше дело позволить музыке самопроизвольно действовать на психику и тело. И тогда музыка становится мощным инструментом воспроизведения и поддержания необычного состояния сознания. Комбинация музыки с дыханием приводит к взаимному обогащению этих приемов и способствует достижению воздействия удивительной силы.

Что касается подбора музыки, что выбор очень широк 0 от классической, рока до естественных звуков природы (шум ветра, голоса волков, пение птиц, звуки насекомых и т.д.). Отдавайте предпочтение музыке высокохудожественной, малоизвестной, не имеющей конкретного содержания. Если это пение, то слова должны быть на незнакомом вам языке. Подбор музыки осуществляется в зависимости от того, какой эмоциональный "мусор" вы хотите активизировать и вывести.

На основании своего опыта, Гроф советует применять на первых сеансах музыкальные произведения "Время - ветер" и фрагменты из "Альбома Х" немецкого композитора Клауса Шульца, "Шакти" Джона Мак-Лафлина, "Остров мертвых" Рахманинова и суфийские записи под названием "Исламское мистическое братство".

Весьма эффективными для серединных сеансов холотропной терапии оказались следующие произведения: "Все люди - братья", "Таинственная гора", "И создал Бог больших китов" американского композитора Э.Ованиесса; музыкальные отрывки из "Планет" композитора Хольста ("Марс"), "Поэмы экстаза" А.Н.Скрябина, "Весны Священной" И.Ф.Стравинского, балета "Ромео и Джульетта" С.С.Прокофьева ("Монтекки и Капулетти", "Склеп Ромео и Джульетты"). Среди этнических образцов - "Балийский гимн обезьян" и подлинные записи африканских тамтамов.

На последних сеансах холотропной терапии, когда их участники успокаиваются, выбор музыкальных произведений смещается в сторону плавных медитативных отрывков: "Гарольд в Италии" Г.Берлиоза; "Канон в Д" Пачелбелла; "Возрождение кельтской арфы" Э.Стивелла; "Внутри Тадж-Махала", "Внутри Великой пирамиды" П.Хорна; "Гобелены Биг Сура" Ч.Ллойда; американская суфийская музыка "Хабиббийя"; музыку для флейты с нагорий Анд ("Урубамба"), японская "Шакухачи"; музыка для дзен-медитаций и для йогических медитаций Т.Скотта, тибетское многоголосое пение, различные индийские раги, бхаяны и киртаны (особенно песнопение "Ом Нама Шивайя") и другие записи группы Ганешпури, а также музыка С.Халперна, Дж. Келли, П.Винера и Б.Эно.

Рекомендации. В самом начале музыка должна спровоцировать и активизировать зажатый эмоциональный "мусор", в середине довести его до кульминации - выхода, а затем успокоить человека. Один сеанс холотропной терапии может продолжаться от 3 до 5 часов. Обычно между третьим и четвертым часом происходит "прорыв" зажатостей, что означает успешность сеанса и его завершение.

Направленная работа с телом. Этот последний компонент холотропной терапии используется только тогда, когда на последних стадиях сеанса (обычно через полтора-два часа) дыхание и музыка не приносят полного выхода эмоционального "мусора" и не вызывают расслабления тела.

Основной принцип работы на этом заключительной этапе холотропных сеансов - сфокусировать внимание на физических дискомфортах, руководствуясь указаниями тела. Для этого рекомендуется усилить симптом. Например, напрячь мышцы шеи и принять положение, обостряющее боль в голове и шее; если обнаруживается блокировка в тазовой области, то следует приподнять таз и напрячь мышцы живота и ягодиц. Это напряжение рекомендуется поддерживать возможно дольше, не мешая другим частям тела проявить себя так, как им требуется в данной ситуации. Как только эмоциональный и физический дискомфорты исчезнут, человек самопроизвольно расслабится и успокоится.

Процедура холотропной терапии. В самом начале, до сеансов, необходимо ознакомить человека с развернутой "картой" психики, включая уровень биографических воспоминаний, элементы процесса рождения-смерти и трансперсональные переживания. Разъяснить и подчеркнуть, что подобные переживания вполне нормальны. В течение подготовительного периода участников сеансов знакомят практически со всем спектром возможных переживаний, некоторые из которых могут иметь значимую личностную мотивацию. Если не произвести такого ознакомления, не сделать соответствующих предупреждений, то возникающие переживания могут не только не принести желаемых результатов, а оказаться препятствием, так как в нашей культуре существует сильное противодействие переживаниям подобного рода.

Что касается методической стороны, то участников просят оставаться до конца сеанса в расслабленном положении, с закрытыми глазами, концентрируя внимание на эмоциональных и психосоматических процессах, возникающих от дыхания и музыки, подчиняясь им с полным доверием и без рассуждений.

(продолжение ниже)


Главная
В начало. Ребефинг, часть 1
Ребефинг, часть 2
Ребефинг, часть 4 (окончание)
Напишите мне



Hosted by uCoz