Секреты лаборатории Болотова  

(продолжение)
В этой лаборатории изобретена уникальная краска для покрытия днищ кораблей.
Она нейтрализует воздействие морских солей на металл и тем самым
способствует решению извечной проблемы коррозии. А что касается использования
ее на суше, то это «запросто и дешево». Краска не плавится и не горит. То есть,
не хочет гореть там, где все горит. А посему «пожарные» рекомендуют красить ею
цистерны с горюче-смазочными материалами, бензовозы, автозаправочные
станции и прочие пожароопасные объекты. Но самое главное свойство краски
«а-ля Болотов» - ее бактерицидность. Чтобы понять суть сего, - достаточно
обратиться к главврачу любого родильного дома. Специалистам таких «богоугодных»
заведений прямо и четко предписано проводить текущий ремонт зданий
в случае обнаружения, например, стафилококковых бактерий. Требование
это обязательно, так как у новорожденных крайне слабые защитные функции
организма. А все известные на сегодня краски хорошо впитывают микробы и бактерии,
да и токсичны к тому же. Это настолько опасно, что в некоторых развитых
странах мира родильные дома строят на год-два. А потом сносят их до основания,
чтобы построить новые на другом месте.
Но мы не столь богатые, поэтому делаем ремонт: сдираем старую краску,
наносим новую, снимаем один линолеум, настилаем другой. Болотовская
бактерицидная красительная смесь может кардинально изменить ситуацию,
тут «овчинка стоит вычинки».
Через какое-то время я замечаю, что откровенность Бориса Васильевича
не совсем нравится молчаливым сотрудникам лаборатории, и меня пытаются
отвлечь прогнозом погоды, видами на урожай, ценами на продукты. Я соглашаюсь,
меня давно «сверлит» тема новаций в области сельхозпроизводства.
Она ведь более живая, кушать хочется всегда. Так мы подходим к чаепитию,
и за этим процессом мне предлагают не жалеть сахара, так как он свой,
домашний, целебный. Я, рассматривая «белое золото» так и сяк, не вижу
ничего особенного, разве что крупицы поменьше. Оказывается, что изготовлен
он на линии собственной конструкции. Оборудование делали тут же, в лаборатории.
Производительность на уровне аналогов, а выход готового продукта из одной тонны
свеклы на 20-25% больше того, что имеют серийные предприятия Украины.
Но главное достоинство - чистота продукта. Болотовский сахар весьма ценят
специалисты фармацевтической промышленности, так как он незаменим
в процессе изготовления некоторых видов лекарственных препаратов. Сахарный
продукт такой чистоты закупают наши коммерсанты от медицины в других странах.
А тут вот он: без таможен и границ. Сладкая тема была бы не полной без рассказа
о проекте передвижных сахарных заводов. Есть в парке Болотовых пара грузовых
автомобилей. Хочет он их оборудовать, дабы выезжал такой мини-завод в поле
для переработки сладких корней на готовый (!) продукт. Дело за малым: нет средств
для ремонта машин и создания оборудования. А польза могла бы оказаться
архивеликая: только на перевозке свеклы с полей до заводов можно сэкономить
немалые средства. Подумать бы кому на эту тему да посоветоваться с хозяином
сахарной «изюминки». Но мир наш многовекторный, тема сладкая плавно перешла
в тему солей и кислот.
Удивительно, как распорядилась природа, создав естественную взаимосвязь-
кругооборот жидкостей и материалов. Скажем, на территории Украины имеется
и пресная, и морская вода. А где-нибудь на Аравийском полуострове, в Японии
или в Сингапуре большая проблема с пресной водой. Ее не хватает, особенно
для растущих технических потребностей. Вот и решают они эту задачку надежным
способом: кипятят морскую воду до испарения. Тратят на получение 1 литра
дистиллированной воды 2кВт/часа электроэнергии. И получается себестоимость
одной тонны такой воды около 80 долларов США. Дороговато, прямо скажем.
Но эти самые сингапурцы - врожденные капиталисты. Они с молоком матери
впитали некий компонент под кодовым названием «предприимчивость». Этот
компонент, умноженный на знания, создает чудотворный «перпетуум-мобиле»
живых организмов. Его движущая сила перпендикулярна и прямо пропорциональна
величине ожидаемой прибыли. И вот эта перпендикулярность и пропорциональность
«перпетуум-мобиле» сингапурцев уперлась не куда-нибудь в Лондон или Париж,
а в Киев.
Бог весть откуда узнал влиятельный чиновник в правительстве Сингапура
о принципиально новом опреснителе воды, технологию которого товарищ
Болотов отрабатывал еще во времена «расцвета застоя». (По болотовскому
убеждению, морскую воду можно расщеплять на естественные составляющие
«естественным» путем, без всяких там испарителей и охладителей.)
Господин Ку Онг привез с собой для проверки идеи сосуд с «заморской» водой.
Видимо, очень уж хочется сингапурскому предпринимателю получить ту самую
прибыль. (Новый метод предполагает иметь немалый «навар» из морской пены.
По такой технологии стоимость опресненной воды может быть в пределах
$1-3 за тонну.) А это уже о-очень интересно, но не всем. Нашим, допустим,
чиновникам из морского ведомства, корабли которого за валюту заправляются
пресной водой в том же Сингапуре, без разницы: соленая вода или
не соленая, лишь бы мокрой была...

В целом оказалось, что Болотов обладает достаточно интересной точкой зрения
на роль солей и кислот в обмене веществ, профилактике болезней, замедления
процессов старения организма. Я с удовольствием взял несколько научно-популярных
книжек Болотова по этой теме и намекнул о том, что было бы неплохо еще кое-что
увидеть из сериала «очевидное-невероятное». Инженер Болотов согласился,
и я записал некоторые названия из его наукоемких технологий. Среди них: «Способ
ядерной переработки металлов», «Способ холодного ядерного синтеза»,
«Способ термоядерного преобразования вещества», «Закон магнитной цепи» и другие.
Некоторые работы можно увидеть на месте. И мы спускаемся в подвальное
помещение. Там, среди доброго десятка громоздких корпусов электродвигателей,
он достает из шкафа некий металлический предмет.
- Посмотрите и сравните, - говорит Борис Васильевич, - вот двигатель мощностью 10 кВт
серийного производства. Два человека с трудом втащили его сюда. А вот наш новый,
я его держу одной рукой. По мощности он превышает десятикиловатник. (Здесь
требуется заметить, что попытки создания столь мощного малогабаритного
двигателя предпринимались до сих пор во многих странах мира. Ученые
повышали частоту потребляемого тока. Соответственно, возрастала скорость
вращения ротора. С 3 000 оборотов в минуту до 30 000 и более. Но такие
нагрузки не выдерживают подшипники, конструкция разрушается, и, чем больше
скорость вращения, тем труднее придумать редуктор, который стабилизировал
бы ее до требуемой. Болотов «разогнал» свой двигатель до 100 000 оборотов
в минуту и получил значительно более высокую мощность. Параллельно
проработал техническую задачу, в решении которой стабилизировалось
превращение числа оборотов до заданной величины. Таким образом, в самой
конструкции двигателя совместил «ускоритель» и «гаситель» числа оборотов.
Я не совсем себе представляю возможности внедрения такого изделия и,
естественно, задаю вопросы. Ответ на них воспроизвожу почти дословно:
- Серийное производство электрических установок данной модели может дать
экономию металлов на 900-1000%, а энергоресурсов на 1200-1500%.

Меня снова тянет спросить о цене такого двигателя. Болотов улыбается и
рассказывает притчу:
- Однажды на выставке авиационной техники у премьер-министра
Великобритании спросили о стоимости нового самолета. Черчилль ответил:
«Один самолет стоит очень дорого, два уже дешевле, десять - еще меньше,
а каждый из тысячи вообще ничего не будет стоить».

Мне притча нравится, и мы продолжаем авиационную тему. А звучит она так:
не совсем рационально размещаются у всех типов авианесущих моделей
двигатели. Громоздкие они, сложные в эксплуатации, имеют огромный расход
топлива на единицу подъемной силы, да и не безопасны к тому же. В общем, тема
как бы всем понятная, да только решения нет. А Борис Васильевич видит
самолет будущего с двигателями иной конструкции: и не в горизонтальном креплении,
а в вертикальном. По его мнению (пусть опровергнут теоретики и авиаконструкторы),
можно создать на плоскости крыла летательного аппарата зону разряжения.
Тогда сила атмосферного давления будет выполнять роль подъемной силы.
Об этом у него недавно состоялся разговор со специалистами Киевского
объединения имени Антонова.

Идея невероятная, но вся история научных открытий в целом, и в авиации
в частности, убеждает нас в том, что как раз идеи правят миром. И Борис Болотов
уже в мыслях «примеряет» свой новый двигатель к тем самолетам.
Мы еще какое-то время ходим по дому-лаборатории, ученый делится планами
на будущее. Наш разговор прерывает звонок в дверь. Болотов открывает. Прибыли
доктор Р. У-с, уполномоченный представитель известной американской
горнорудной кампании с переводчиком. Господа напоминают о том, что у них
была предварительная договоренность о встрече. Болотов кивает в знак согласия
и приглашает к себе. Гости явно смущаются. Видимо, предполагали
увидеть респектабельного «нового украинца». Внешний же вид Болотова совмещает
в одной персоне образ токаря-станочника, грузчика и пастуха одновременно, но никак
не ученого с мировым именем. Да и само здание лаборатории напоминает
скорее крепость, перенесшую длительную осаду неприятеля в войне 1812 года.

Я себя чувствую лишним, извиняюсь и хочу удаляться. Но Болотов неожиданно
предлагает принять участие в беседе, представив меня гостям сотрудником
лаборатории. Мое любопытство выше неловкости и я соглашаюсь. Гости осваиваются,
и разговор принимает деловой характер. Речь идет о возможности дополнительного
извлечения цветных металлов, особенно золота, из так называемых
неперспективных залежей, а также в процессе переработки руды на их
предприятиях в Южной Африке.

Борис Васильевич напоминает о том, что и в нашей стране, особенно в Кировоградской,
Луганской, Донецкой, Днепропетровской и Запорожской областях, в отвалах
добывающих и перерабатывающих предприятий, имеется огромное количество
неизвлеченных и непереработанных металлов. Это не может не беспокоить.
Переработка их, по его мнению, должна принести солидный доход в казну Украины.
А что касается «неперспективных» золотоносных шахт Украины, то, при грамотном
подходе, они могут быть даже очень перспективными. И решить эту задачу можно
весьма оригинальным образом, который он называет «метод сухого электролиза».
Метод основан и опробован в период работы в Институте электродинамики
Академии наук УССР. Эксперимент на «черных» металлах проведен недавно
и в лаборатории. Суть его - в облучении пород импульсами определенной частоты
и длины, что вызывает ионизацию металлов на молекулярном уровне. А уже, как собрать
металлы в одном месте и рассортировать их по однородным составляющим,
вполне может догадаться любой сообразительный студент.

Ответ ученого гостей явно заинтересовал, и ему поступает предложение внедрить
эту новинку в американской фирме. Обещают решить все финансовые, юридические
и технические аспекты такого контракта. Болотов благодарит за приглашение и
деликатно отказывается.
Мне это непонятно. Ведь при условиях намного худших выезжают в Штаты специалисты
из Украины всеми правдами и неправдами. А тут такие перспективы! Ответ господ
явно не устраивает, они заметно нервничают. Потом говорят:
- Пусть господин Болотов назовет сумму, за которую он может продать
интересующую их технологию.

Ответ звучит, как гром среди ясного неба:
- Я технологию не продаю. Такая технология по своей значимости равносильна
категории экономических ресурсов государства, а ресурсы не распродаются.

Голос Болотова спокоен и уверен. Я вижу, что это не бравада, это - позиция.
Удивлению гостей нет предела, они ничего не понимают. В этом доме не желают
получить деньги, хотя вокруг (по их впечатлению) беспросветная нищета.
- Тогда дайте ваши предложения, - не скрывая раздраженности, говорит американец.

Болотов обещает подумать и предлагает продолжить разговор в другой день.
Мы провожаем гостей до машины, и я спешу прояснить ситуацию. То ли отвечая мне,
то ли формируя свою позицию, Болотов говорит:
- Деньги под технологию брать нельзя, это - кабала. А комплектующие и материалы
для установки под договор можно запросить. Тогда создадим два комплекта
оборудования. Один им, один нам. Испытаем в разных климатических условиях
и на разных породах. А там будет видно...

Мы прощаемся. Для своих немалых лет у Болотова крепкая рука и ясный взгляд.
Послесловие
Когда статья была окончена, средства массовой информации уведомили граждан
Украины о том, что Президент Леонид Кучма озабочен финансовым кризисом в стране.
Правительство с нетерпением ждет «дорогих» гостей от международного валютного
фонда. «Независимая» Украина зависит только от кредитов. Об условиях и
процентах предпочитают не говорить. Над властями властвует формула:
«Долги + Деньги = Долги 2 ».
Понять наших руководителей можно: кризис хуже стихийного бедствия, ситуация
«беременна» разрушением государства. Оно не в состоянии обеспечить прибыль
в экономике.
Все ждут денег. Все требуют денег. Инженер Болотов кредитов не ждет и денег
не требует. Ему более интересна «японская» формула:
«Технология + Деньги = Деньги2».
Так надежнее: ни процентов, ни долгов.
Напрашивается вывод: очень плохо, если в одном государстве политики и
инженеры пользуются разными формулами.

Р.S. 1. По неофициальным оценкам БОЛОТОВСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ способен принести государству прибыль в миллиарды долларов.
А есть еще потенциал многих других ученых страны, и все это вместе -
огромное состояние.
2. При аресте в 1982 году сотрудники КГБ УССР конфисковали у инженера Болотова
научную библиотеку - всего 2500 экземпляров книг. В соответствии с постановлением
пленума Верховного суда УССР от 26 мая 1989 года №506 Н 89 о реабилитации
Болотова Б.В. пора бы хозяину книги вернуть.
3. Болотов будет признателен всем за поддержку в оснащении своей лаборатории.
Нужны контрольно-измерительные приборы, лабораторное оборудование,
инструменты, материалы и многое другое. В свою очередь он готов оказать
таким лицам помощь в решении их технологических проблем.
Василий САФТЮК "Зеркало Недели" 10.09.1998


В НАЧАЛО
Напишите мне



Hosted by uCoz