ВЕЛИКИЙ ПОСТ  

ВЕЛИКИЙ ПОСТ
За 49 дней до Пасхи начинается Великий пост. Он длится семь недель. Его целью является духовная подготовка верующих к встрече великого праздника - Светлого Христова Воскресения.
Впрочем, собственно Великий пост составляет лишь первые сорок дней, так называемую Великую четыредесятницу. Он является образом сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Следующие восемь дней - Лазарева суббота, Вербное воскресенье и шесть дней Страстной седмицы - посвящены воспоминанию Страстей Спасителя и событий, непосредственно предшествующих им, - Воскресения праведного Лазаря из Вифании, Входа Господня в Иерусалим, последних проповедей Иисуса Христа в храме, Тайной вечери. С одной стороны, они увенчивают Великий пост, а с другой стороны, предваряют христианскую Пасху.

Во время Великого поста по церковному уставу запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения - мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Рыба разрешается всего лишь два раза - на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и на Вербное Воскресенье. В Лазареву субботу разрешается икра. В остальные субботы и воскресенья поста, Великий Четверток (Страстной Четверг) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников - 22 марта, святителя Григория Двоеслова - 25 марта) разрешается растительное масло. Первый день поста - Чистый понедельник - и предпоследний - Великий Пяток (Страстную Пятницу) - рекомендуется проводить вообще без пищи.

Обычая воздержания от некоторых видов пищи для очищения души и тела был известен еще в Ветхом Завете. Так, люди, посвящавшие часть своей жизни Богу, давали обет назорейства, в который кроме всего прочего входил отказ от употребления вина и других возбуждающих напитков. Пищевые ограничения, прекращение увеселений являлись символом скорби, покаяния. Постились нениветяне, узнав о предстоящей гибели своего города. В знак печали по усопшим родственникам и друзьям не ели порой несколько дней. Иоанн Креститель, удалившись в пустыню, питался только диким медом и акридами - разновидностью саранчи (что дозволялось Законом).

Ветхозаветный обычай получил особое развитие в христианской Церкви. Сам Спаситель предупреждал: "Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими..." (Лк. 21, 34). Для христиан телесное воздержание служит утверждению приоритета духовных ценностей над телесными. В частности тому, чтобы удовлетворение естественной человеческой потребности в еде, данной человеку его Творцом, не превращалось в служение своему чреву. Человек живет не для того, чтобы есть, а ест для того, чтобы жить - об этой простой истине напоминает пост.

Не голод, не отказ от некоторых видов пищи является главной целью поста. Его назначение состоит в том, чтобы нравственно возвысить человека. И телесное очищение должно обязательно сочетаться со смягчением нрава, преображением души. Пост немыслим без подвига милосердия и любви.

"Что пользы, когда мы проводим пост без добрых дел? Если скажет иной: "Я постился всю четыредесятницу", - ты скажи: "Я имел врага и примирился, имел привычку злословить и оставил ее..." Для мореходов нет никакой пользы в том, что они переплывут большое пространство моря; но полезно для них, когда приплывут с грузом и со многими товарами. И для нас нет никакой пользы от поста, когда мы проведем его просто, как-нибудь... Если мы постимся, воздерживаясь только от пищи, то по прошествии сорока дней проходит и пост. А если воздерживаемся от грехов, то и по прошествии этого поста он еще продолжается, и будет с нами постоянная от него польза..." - писал о посте святой Иоанн Златоуст в одной из своих бесед на Святую четыредесятницу.

Церковные богослужения вторят ему: "Истинный пост есть удаление зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи, клятвопреступления". В них звучит призыв: "Расторгнем всякий союз неправды, всякое списание неправедное раздерем... дадим алчущим хлеб, нищия бескровныя введем в домы" (стихиры в первую седмицу Великого поста).

В средние века даже государственное законодательство Востока и Запада покровительствовало постам. На дни Великого поста закрывались всякие зрелища, бани, игры, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки, кроме продававших предметы первой необходимости, приостанавливалось судопроизводство; к этому времени приурочивались дела благотворительности. Рабовладельцы освобождали работ от работ и часто отпускали их на свободу.

Общепризнано, что разумное воздержание полезно для человеческого организма. Наоборот, неумеренность - причина множества болезней. Тем самым пост благоприятен для здоровья. В то же время Церковь облегчает его тяготы для беременных женщин, больных, престарелых, людей, занятых тяжелым трудом.

Вот что советует один из духовных писателей ХХ века Н.Е.Пестов:
"В тех случаях, когда по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, но пусть сделает в этом отношении все, что сможет.

Например, откажется от всяких развлечений, от сладостей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу. Если же христианин по старости или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то он может хотя бы несколько ограничить ее в постные дни...

К церковным установлениям вообще нельзя относиться формально и, следя за точным исполнением правил, не делать из последних никаких исключений. Надо помнить и слова Господа, что "суббота для человека, а не человек для субботы" (Мк, 2, 27).

Учитывая необходимость, можно и при больном и слабом теле, преклонном возрасте для поста делать послабления и исключения. Святой апостол Павел так пишет своему ученику Тимофею: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка своего и частых твоих недугов" (1 Тим. 5, 23". (Н.Е.Пестов. "Путь к совершенной радости").

Епископ Герман разъясняет: "Изнеможение есть признак неправильности поста. Оно так же вредно, как и пресыщение. И великие старцы вкушали суп с маслом на первой неделе Великого поста. Больную плоть нечего распинать, а надо поддерживать" (Н.Е.Пестов. "Путь к совершенной радости").

Как видим, вопреки распространенному мнению, истощение организма чуждо православному пониманию поста.

Чтобы пост служил укреплению здоровья, мало лишь отказа от "тяжелой" для пищеварения пищи - мяса, жиров. Нужно исключить любые злоупотребления - пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей. Здесь важна сбалансированность питания и разнообразность его, употребление достаточного количества витаминов, в первую очередь, в свежих овощах и фруктах. Не должно быть перееданий.

В России издавна существовала богатая традиция постного стола. "Домострой" ({VI век) дает следующий перечень великопостных блюд: "Лапша гороховая, пшено с маковым маслом, целый горох да горох лущеный, двойные щи, блины да луковники, да левашники, да пироги подовые с маком, да кисели, и сладкие и пресные.

А сладкое - в какие дни доведется: ломти арбуза и дынь в патоке, яблоки в патоке, груши в патоке, вишни, мазуни с имбирем, с шафраном, с перцем, патока с имбирем, с шафраном, с перцем, напитки медовые и квасные, простые с изюмом да с пшеном, шишки, пастила из различных ягод, редька в патоке.

По субботам и по воскресеньям на Великий пост подаются: мучное - кбаники, сушеные рыжики в масле, жареные пироги с пшеном, с вязигой и с горохом, блины с маковым молочком да с маслом".

В 1667 году Святейшему патриарху в среду первой седмицы Великого поста было подано: "хлебца чет, папошник, взвар сладкий с тмином и с ягоды, перцем да с шафраном, хрен, грибочки, капуста топтаная холодная, горошек зобанец холодный, киселек клюковный с медом, кашка терта с маковым сочком и проч. Того же дня было к патриарху прислано: кубок романеи, кубок ренского, кубок малвазии, клебец крупичатый, полоса арбузная, горшечек патоки с имбирем, горшочек мазуни с имбирем, три шишки ядер".

Получить представление о постном столе жителей росийских городов начала ХХ века можно по воспоминаниям героя романа И.Шмелева "Лето Господне": "В комнатах тихо и пустынно, пахнет священным запахом. В передней, перед красноватой иконой Распятия, очень старой, от покойной прабабушки... зажгли постную, голого стекла лампадку, и теперь она будет негасимо гореть до Пасхи. Когда зажигает отец, - по субботам он сам зажигает все лампадки, - всегда напевает приятно-грустно: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко" - и я напеваю за ним чудесное: "И святое-е воскресение Твое сла-а-вим!" Радостное до слез бьется в моей душе и светит в эти грустные дни поста...
В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом... Я хватаю щепотками, - как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все скусно. Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, "кресты" на Крестопоклонной... будет мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар - лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то "коливо"! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещенье, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладка-сладка "рязань" ... а "Грешники", с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и там, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное! Почему все такие скучные? Ведь все - другое, и много, так много радостного. Сегодня привезут первый лед и начнут набивать подвалы, - весь двор завалят. Поедем на "постный рынок", где стон стоит, великий грибной рынок, где я никогда не был..."

Неторопливое, тихое шествие Великого поста начинается с Чистого понедельника. На Руси отношение к посту было благоговейно-умилительное, его рассматривали как духовное благо. Русский человек с радостью был готов принести Христу жертву воздержания.

Интересно отметить, что первый день православного Великого поста называется Чистый понедельник, в то время как первый день католического - Пепельная среда. Это связано с разным отношением к посту на Востоке и на Западе. Западноевропейские христиане, вступая в пост, посыпали головы пеплом, разрывали на себе одежды, валялись в дорожной пыли и отбросах, чтобы нагляднее выразить свое покаяние, горестные чувства, свое страдание о грехах. Согласно русским традициям, наоборот, в первый день поста нужно было обязательно вымыться в бане, надеть чистую одежду, а также убраться в доме. Пост встречали в чистоте, как праздник души во исполнение слов Спасителя: "Когда постишься, умой лице твое и помажь голову твою". Кроме того, в понедельник пищу обычно не готовили, ели лишь оставшийся от воскресенья хлеб ("сухоядение"), и обеденный стол потому оставался "чистым". По строгим монастырским уставам в этот день полагалось вкушать лишь просфору с водой.

Во время Великого поста на богослужениях вспоминается история падения и спасения рода человеческого. Оживляя перед мысленным взором горестные картины странствия человеческого "в стране чуждей" по "путям погибели", Церковь яснее дает почувствовать горечь плодов греха. В первые четыре дня на великом повечерии читается канон святого Андрея Критского. В нем перечисляются все важнейшие ветхозаветные и евангельские события. Вслушиваясь в слова канона, христианин как бы заново проживает жизнь всего мира и соотносит ее со своей собственной жизнью. И из глубин души, из глубин падения возносится покаянный, слезный голос: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя!"

(продолжение ниже)


В НАЧАЛО - ВЕЛИКИЙ ПОСТ
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Напишите мне



Hosted by uCoz