ВЕЛИКИЙ ПОСТ  

В субботу первой седмицы поста празднуется память воина великомученика Феодора Тирона, сожженного в 306 году за исповедание христианской веры. За свой подвиг святому была дана благодать укреплять во время поста и предохранять от осквернения через пищу. Император Юлиан Отступник в 362 году, желая надругаться над христианами, приказал в первую седмицу Великого поста все продукты на рынках Константинополя тайно окроплять идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить христианам, чтобы они ничего не покупали на рынках, а ели вареную пшеницу с медом - коливо (кутю). В память об этом событии первая суббота поста посвящена Феодору, а накануне, в пятницу, после литургии читается канон св. Феодору Тирону и благословляется коливо. Коливо представляет собой вареную пшеницу, рис или ячмень с изюмом, медом, маком. Оно является не только постным блюдом, которое едят во дни Великого поста и в сочельник, но и поминальным блюдом, приносимым в церковь в память об усопших.

Напоминание о смерти, о тленности земного существования усиливает поиски человеком истинной Жизни. Такими напоминаниями являются родительские дни, которые приходятся на вторую, третью и четвертую субботы Великого поста. Поскольку во время богослужений Великого поста не совершается обычного поминовения усопших, то оно переносится на три указанных субботы. Молясь за умерших, "зряще их гроб", человек думает и о своем неизбежном конце, когда он один на один предстанет перед престолом Всевышнего. Что скажет он тогда? Изыдет ли в "воскресение жизни" или " в "воскресение осуждения"?

Третье воскресенье поста посвящается Кресту Господню. В этот день совершается поклонение ему.
"В субботу третьей недели Великого поста у нас выпекаются "кресты": подходит "Крестопоклонная".
"Кресты" - особое печенье, с привкусом миндаля, рассыпчатое и сладкое, где лежат поперечинки "креста" - вдавлены малинки из варенья, будто гвоздочками прибито. Так спокон веку выпекали еще до прабабушки Устиньи - в утешение для поста. Горкин так наставлял меня:
- Православная наша вера, ру-сская.., она, милок, самая хорошая, веселая! И слабого облегчает, уныние просветляет и малым в радость.
И это сущая правда. Хоть тебе и Великий пост, а все-таки облегчение для души, "кресты-то"". (И.А.Шмелев. "Лето Господне".)
В разных местах России печенье "кресты" приготовляли по-разному. Оно могло быть круглым, с рисунком креста на поверхности, или в виде четырехконечного "корсунского" крестика. Его украшали изюмом и цукатами, а иногда на радость детворе в одно из таких печений запекали денежку.

Был еще один праздник Великого поста, на который приготовляли затейливое печенье. Это день сорока Севастийских мучеников (22 марта). С незапамятных времен в России его считали днем прилета жаворонков. И печенье напоминало по форме маленьких птичек. Наиболее широко известны две формы "жаворонков". В первом случае приготовляли небольшую лепешку из теста толщиной 0,5-1 см, защипывали один край, чтобы образовался носик, а другой край надрезали, чтобы получились крылья и расправленный хвост. Около носика помещали две изюминки - глазки. Во втором случае из теста скатывали жгутик, завязывали его узлом, один конец надрезали, как будто расправленный хвост, а с другого прищипывали "носик" и украшали изюминками-глазками.

На пятой седмице, на утрени четверга снова читается Великий канон св. Андрея Критского, на этот раз полностью. Чтение его соединяется с чтением жития преподобной Марии Египетской. Эта служба называется Великим стоянием. Мария Египетская, бывшая поначалу великой грешницей, а затем ставшая великой подвижницей, являет образец человеческого покаяния и пример неисчерпаемого милосердия Божия. Ей посвящается пятое воскресенье поста.

На утрени пятой субботы поста читается Акафист Божией Матери (Похвала Богородице). Празднование пятой субботы в честь Божией Матери возникло в древности, когда еще в будние дни поста отменялись любые праздники. Поскольку Благовещение, приходящееся всегда на 7 апреля, невозможно было достойно отметить, то это празднование переносилось на пятую субботу поста. Со временем день Благовещения стали отмечать, не перенося, на какой бы день недели он ни пришелся, а обычай прославлять Богородицу на пятой седмице остался.

В пятницу на шестой седмице кончается собственно Великий пост. В следующий день вспоминается воскресение праведного Лазаря, и хотя это - суббота, но вся служба бывает воскресной. "Обще воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже" (т.е. "Прежде Твоих страданий желая убедить всех в общем воскресении, ты из мертвых воздвиг Лазаря, Христе Боже"), так поется в тропаре праздника. Это предвестие воскресения находит отражение и в праздничной трапезе - на ней разрешается вкушение икры. Как из маленькой икринки, по виду более похожей на мертвую землю, развивается рыба, так и история Лазаря, по воле Христа вышедшего из гроба на четвертый день после смерти, является залогом того, что воскреснет каждый человек. Воскресение Лазаря увенчивает Великую четыредесятницу, воскресение Лазаря служит прологом к Воскресению Христову. В отверстые врата Иерусалима торжественно въезжает Господь, чтобы принести Себя в жертву, явив тем самым высшую совершенную любовь, побеждающую смерть. В шестое воскресенье поста отмечается двунадесятый праздник - Вход Господень в Иерусалим.

По примеру иерусалимских жителей, срезавших ветви деревьев и встречавших Христа с пальмовыми листьями в руках, православные христиане встречают Своего Господа с ветками вербы. Первые распускающиеся цветы, белые и пушистые, возвещают о воскресении природы, о расцвете любви в человеческих душах, о Воскресении Спасителя и грядущем воскресении мертвых, но красный цвет ветвей напоминает, что чудо воскресения совершается Кровью Господней через великие скорби, страдания и смерть. В честь великого праздника на трапезе разрешается вино, растительное масло и рыба.
Со следующего дня начинается Страстная седмица - воспоминание о Страстях Господних.

В Страстной Четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Иисуса Христа, когда Он со Своими учениками вкусил пасхальную трапезу.
Эта последняя трапеза Христа накануне Его страданий имеет огромнейшее значение для христианского вероучения, является центральным моментом, вокруг которого впоследствии сформировалось все христианское богослужение.

Ежегодный праздник ветхозаветной Пасхи, которую, подобно всем иудеям, отмечал Христос, был посвящен знаменательному событию из древней истории евреев - исходу из Египта. Согласно Библии, девять страшных бедствий посылал Бог на египтян, чтобы заставить их отпустить на свободу томящихся в рабстве евреев. Но египетский царь - фараон - оставался непреклонен. Тогда свершилась последняя десятая кара - ангел смерти прошел в одну ночь по земле египетской и поразил первенцев во всех домах - от дворца фараона до жилища раба.

По велению Бога в ту ночь каждая еврейская семья заколола по ягненку и помазала его кровью косяки дверей, - и смерть, карающая египтян, миновала еврейские дома. Отсюда происходит само слово «пасха», что на древнееврейском языке означает «прохождение мимо» или «пощада». После этого устрашенный фараон разрешил евреям покинуть Египет.

С тех пор каждый год к вечеру 14-го дня весеннего месяца нисана (авива) каждый израильтянин обязан был исполнить пасхальный обряд, иначе он отлучался от народа Божия. В жертву приносился ягненок, после чего вечером в кругу семьи совершалась пасхальная трапеза. Она открывалась чашею вина, перед которой отец семейства возглашал благодарение Богу, говоря: "Благословен Господь Бог наш, Царь мира, сотворивший плод лозы виноградной". Сказав это, от отпивал из чаши, что делали затем и все прочие. Потом вкушали горькие травы, символизирующие горькие времена рабства. Тут кто-либо из младших спрашивал: "Что значит все это?" И тогда глава семейства объяснял обряды Пасхи и историю исхода. При этом пели 113 и 114 псалмы. Затем шла по рукам вторая пасхальная чаша, и наступал черед пресного хлеба. Пресный хлеб напоминал, что евреи, спешно покидая Египет, не имели времени даже для приготовления дрожжевого теста и взяли на дорогу лишь пресные лепешки - опресноки. Праздник Пасхи имел поэтому еще второе название - праздник опресноков. Начиная с 14 нисана, ни в одном еврейском доме не должно было быть квасного (дрожжевого) хлеба, его остатки сжигались, и в течение последующей недели можно было есть лишь пресный хлеб.

Начальствующий на пасхальной трапезе брал один из пресных хлебов, разламывал его на две половины и, положив их на другой хлеб, произносил: "Благословен Господь наш, Царь мира, произведший от земли хлеб".

Потом хлеб разделялся между присутствующими. Наконец приступали к самому агнцу (ягненку), испеченному на углях. Этот агнец также назывался пасхой. Его съедали, не ломая костей. За пасхой подавали другие кушанья, среди которых была третья общая чаша вина, называвшаяся "чашею благословения", вслед за нею пели четыре псалма: с 114 по 117. В заключение испивали последнюю, четвертую чашу. Во всех этих чашах вино было смешано с водой.

Подробное описание пасхальных обычаев позволяет лучше представить обстановку Тайной вечери Господней. Враги Христа тщательно следили, чтобы схватить Его, когда Он будет наедине с учениками. Пасхальная ночь была для того очень удобным моментом. Поэтому даже апостолам, среди которых был предатель, Господь не назвал места, где Он будет есть Пасху. По Его велению апостолы Петр и Иоанн нашли комнату у неизвестного человека и там приготовили все, что требовалось по закону. Отсюда сама трапеза получила название Тайной вечери.

Во время Тайной вечери исполнялись положенные обряды. Ученики благоговейно слушали последние наставления Спасителя. Только Иуда, задумавший предать Его, удалился, чтобы донести первосвященникам, где удобнее схватить Христа.

Когда трапеза подходила к концу, Христос, взяв хлеб, благословил, преломил и дал ученикам со словами: "Примите, ядите, сие есть Тело Мое". Наступила очередь последней чаши вина. Христос, взяв чашу, произнес благодарение Богу и подал ученикам, сказав: "Сия есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов". И пили от нее все. При этом Христос заповедал творить все то же в память о Нем. По завершении трапезы все с пением псалмов двинулись к Гефсиманскому саду. Христос шел навстречу чаше страданий, ужасу предательства, издевательств, клеветы и позорной смертной казни...

От Тайной вечери берет начало главное христианское Таинство - Таинство Евхаристии (благодарения) - центральная часть христианского богослужения. Памятуя слова Христа, первые христиане, подобно апостолам, ежедневно собирались под вечер на общую трапезу. Они приносили с собой еду, какую кто имел, чтобы разделить на всех. Эти общие трапезы получили название вечери любви (или агапы). В общих чертах они напоминали Тайную вечерю Христа с апостолами. Во время трапезы произносилась молитва благодарения, во время которой, по учению Православной Церкви, хлеб и вино таинственно становились Телом и Кровью Господней.

Трапеза соединялась с общим причащением - вкушением Тела и Крови.
Порядок агап описан во многих произведениях ранней христианской литературы. Одно из древнейших изображений приведено на фреске III века в римских катакомбах Прискиллы. Долгое время эти трапезы являлись единственным, собственно христианским богослужением. Впоследствии агапы были утрачены, а Таинство Евхаристии вошло в современную литургию.

Хотя каждая литургия напоминает христианам о Тайной вечере, но литургия Страстного Четверга - особенно. В этот день все православные по возможности стремятся причаститься. Даже строгость поста несколько ослабляется - разрешается вкушение вина и растительного масла. Радость общения с Господом дает возможность быть соучастником Его страданий в Страстную Пятницу и его торжества в Светлое Христово Воскресенье.

Вечером в Великий Четверг читаются так называемые Двенадцать Евангелий, в которых рассказывается вся история страданий Христовых: предания Его в руки первосвященников и фарисеев, суда прокуратора Пилата, распятия, смерти и погребения. В течение этой службы верующие стоят с зажженными свечами, которые потом несут домой и по старому обычаю делают на косяках дверей знак креста святым четверговым огнем. В благочестивых семьях существует обычай сберегать четверговый огонь в лампадах до Пасхи.

В Великую Пятницу в церкви выносится плащаница. Слово "плащаница" означает "плат", т.е. кусок материи. Таким платом обвил святой Иосиф Тело Христово. На плащанице, которую выносят в церкви, изображен образ Спасителя, положенного во гроб. По случаю великой скорби, связанной с воспоминанием смерти Христовой, в Великую Пятницу не полагается ничего есть.

Вечером совершается чин погребения Христа. В конце его под печальное пение хора "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" плащаница обносится вокруг церкви, что является символом схождения Христа во ад.

(продолжение ниже)


Великий пост
В НАЧАЛО
ОКОНЧАНИЕ. ПОСТНЫЙ СТОЛ
Напишите мне



Hosted by uCoz