Преподобный святой Серафим Саровский  

_____Многие, приходя к отцу Серафиму, жаловались, что они мало молятся Богу, даже оставляют необходимые дневные молитвы. Иные говорили, что делают это по безграмотности, другие - по недосугу.
Отец Серафим завещал таким людям следующее молитвенное правило:МОЛИТВЕННОЕ ПРАВИЛО ОТЦА СЕРАФИМА ДЛЯ МИРЯН















"Вставши от сна, всякий христианин, встав пред святыми иконами, пусть прочитает молитву Господню:
Отче наш трижды, в честь Пресвятой Троицы;
потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся - также трижды; и, наконец, Символ веры: Верую во единаго Бога - единожды.
Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.
Во время же работы, дома или на пути куда-нибудь пусть читает тихо: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго или грешную;
а если окружают его другие, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только это: Господи, помилуй, и продолжает до обеда.
Пред самым же обедом пусть совершает вышепоказанное утреннее правило.
После обеда, исполняя свое дело, всякий христианин пусть читает также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго, и пусть это продолжает до самого сна.
Когда случится ему проводить время в уединении, то пусть читает он: Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя, грешнаго или грешную.
Отходя же ко сну, всякий христианин пусть опять прочитает вышепоказанное утреннее правило: трижды Отче наш, трижды Богородице и однажды Символ веры.
После того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением".

Относительно достоинства этого малого правила отец Серафим толковал, что, держась его, можно достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основание христианства: первая - как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая - принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе все спасительные догматы христианской веры.Если кому невозможно выполнить, как бы следовало, и этого малого правила по обстоятельствам благословным, то старец советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и при ходьбе, и даже в постели, помня слова Господа: всякий, кто только призывает имя Господне, спасется (Иол.2, 32; Римл.10,13).А кто располагает временем больше, чем какое требуется на это правило, и, вдобавок, он человек грамотный, тот пусть к этому присоединяет и другия душеполезныя молитвословия и чтения, как то: чтение нескольких зачал из Святаго Евангелия и Апостолов, чтение канонов, акафистов, псалмов и разных других молитв.
Читая же, пусть благодарит он Господа со всяким смирением и за то, что имел время принести Ему в жертву и еще нечто из священных плодов. Таким путем христианин мало-помалу может подниматься на верх христианских добродетелей.

Восьмой Вселенский Собор
(Из докладной записки Н.А.Мотовилова
Государю Императору Александру II)
Батюшкой отцом Серафимом священно тайно, но для меня вполне ясно повелено от лица Господня ВАШЕМУ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ всеподданнейше доложить, что по поводу Восьмого Вселенского Собора крайне насущно в настоящее время как во первых — для соединения Святых Божиих Церквей под Единую Главу Христа Жизнодавца и под Единый Покров Пресвятыя Богородицы, так во вторых — и всецелое и всеполное анафематствование всей мерзости отступления от Святой Вселенской Веры Христовой или аболиционистического нивелирования всего на свете — то есть по русски — декабризма, а по вселенски — масонства, франкмасонства, иллюминатства и всей их якобинской, престолов церковных и монастырей святых разорительной и цареубийственной, баргонительной правительственности, всеподло безбожной, антихристианской, сосредоточенной преимущественно в ложах — Симбирской, Московской, Санкт-Петербургской — по России; Нью-Йоркской — по Северной Америке; Калькутской — по Ост Индии; Лондонской, Франкфуртско на Майнской; кроме мелких лож — Шведских, Прусских, Германских, Австрийских, Итальянских и прочих — всемирно возглавляемых в Клубе Юнионе в Париже, как во вселенской централизации всего Богопротивного антимонархического и панреволюционернейшего в мире...
15 апреля 1866 года
Из архива ГАРФ, фонд 109, опись 1 жи 1854, дело 93
Примечание: "Слово великого Старца Серафима" и "Восьмой Вселенский Собор" печатаются согласно рукописным оригиналам.

Слово Великаго Старца Серафима
(Письмо Н.А. Мотовилова Государю Императору Николаю I)
Всеавгустейший Монарх
Всемилостивейший Государь
Имев щастие лично моими глазами видеть собственноручное Вашего Императорскаго Величества Высочайшее повеление, о всеподданнейшем докладе слов Великаго Старца Серафима на бумаге, спешу немедленно исполнить Священную для меня Всеавгустейшую волю Вашу.
Вот содержание его беседы в четверток на Пасху 1832 года: "Разсказав подробно о Илии Фесвитянине и об Авессе военачальнике Давидове, о Гедеоне вожде Израильскаго народа, он заключил, что в России много есть еще верных Богу людей, хотя разврат духовный и многих от Бога отвлекает и сказав, что надобно Царям служить так как Авесса, который за жизнь Давидову стократно готов был своею собственною пожертвовать, и прибавив, что подобно Гедеону людям Божиим надобно призыва и избрания Божияго ожидать и тогда действуя по Боге не отчаяваться, еслиб их усердие к Отечеству и не получило надлежащей оценки ибо любовь к Царю и Отечеству угодна Богу — и если бы люди не поценили то Бог воздаст, он спросил меня, что именно влечет меня в Петербург, я сказал, что желание служить там Вашему Императорскому Величеству, почему же там, а не в другом месте, я ответил, чтобы находясь ближе к Вам, в случае нужды быть немедленно готову пролить до последней капли кровь свою, еслиб то понадобилось за Ваше Всеавгустейшее Здравие и быть, если можно будет, сколь Богу угодно будет помочь полезным Церкви Христовой. Он отвечал усердие твое угодно Богу и Он не оставит тебя за оное, но так как по слову пророка во время благоприятно послушах тя и в день спасения помогох ти, то ревность хотя и по Богу да не по разуму*, то не только не угодна Богу, но и грех есть. Так и теперь поездка твоя не по дороге — и что самое усердие твое к ГОСУДАРЮ, если преждевременно узнают о нем люди недоброжелающия ЕМУ, то может повредить тебе, а ты себя береги. О ГОСУДАРЕ же не пекись, его Господь сохранит, ОН в душе Христианин, чего не могут про себя сказать иные даже из духовных великих особ. — Велик был Государь Император Петр I Алексеевич, за что великим и отцом Отечества справедливо наречен, а по вере в Господа и верою ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА и соравнен быть не может; сами разсудите, Петр Великий жил во времена такия, когда и одним взглядом дорожили царским первейшия боляре как милостию Божиею и все безмолвно царю покорялись, так Ему легко было управляться, а ныне не тот народ уже стал — и если за всею этою переменою слушаются ГОСУДАРЯ и трепещут враги ЕГО, то уж Сам Господь наш Иисус Христос и Божия Матерь помогают во всем за нелицемерную веру ЕГО Православную, вот ею то ОН и выше Петра Великого, и за нее то и поможет ЕМУ Бог во всем и возвеличит во дни его так Россию над всеми врагами ея, что она станет превыше всех царств земных и не только нам у иностранцев уже не придется учиться ни чему, а еще и им доведется бывать в нашей Земле Русской да учиться у нас и вере православно-христианской и жизни благочестивой по этой вере, а много много будет сначала до того всякого горя ГОСУДАРЮ и не однократно станут искать его освященной Богу главы и живота Царской фамилии, но Господь всегда будет защищать и ЕГО и весь АВГУСТЕЙШИЙ ЦАРСКИЙ ДОМ ЕГО, праведника ради единого целый род спасается, что речет триех ради, а в ЕГО ГОСУДАРЕВОМ РОДУ посмотрите ка, ваше боголюбие, сколько святых мощей от его венценосной плоти и крови, мню, что не один десяток угодников Божиих, так все они молитвенники за род ЕГО и ЕГО СВЯЩЕННУЮ ОСОБУ ИМПЕРАТОРСКУЮ, вот хотя бы и Августейшая родительница Его, благочестивейшая Государыня Мария Феодоровна, она как мать родная для всех сирот и бедствующих, а что ведь святых только жен богомудрых дала и если то велико в простом человеке, тем более в священной венценосной Царской Особе угоднее Богу — а Государь в Бозе почивший Всеавгустейший родитель Его, Император Павел Петрович как любил Церковь Святую, как чтил святыя уставы Ея и сколько зделал для блага Ея, не многия из царей русских подобно Ему послужили Церкви Божией, а ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ и еще гораздо более поможет зделать Господь и для Церкви Святой Православной нашей и Единой во всей вселенной Истинной — Непорочно Апостольской Вселенской Церкви Христовой, но до этого еще много должно будет горя и ГОСУДАРЮ и Земле Русской перенести; возстанут на НЕГО не только враги внешния, но и внутренния; и вот как это будет: бунтовщики то, возставшие на ГОСУДАРЯ при возшествии ЕГО на Престол, похвалялись, что хотя и скошена трава да корни остались, то хоть и не по Боге они хвалились тем, а это однако же правда, ибо главные то начальники этого Злого Умысла выдавши тех, которых сами же вовлекли в Злой этот Умысел свой, а сами остались в стороне, и вот они то и ищут и будут искать погибели ГОСУДАРЯ и всей ФАМИЛИИ ЕГО ЦАРСКОЙ и неоднократно будут подъискиваться нельзя ли как нибудь извести ИХ, а когда неоднократныя их покушения не удадуться, то они примутся за другое — и будут стараться, что если можно им будет, то бы во всех должностях государственных были все люди или согласные с ними, или по крайней мере не вредные им и будут всячески возстановлять Землю Русскую противу ГОСУДАРЯ, когда же и то им не будет удаваться так, как им того хотеться будет, ибо по местам ими заводимыя частныя возмущения будут по милости Божией скоро прекращаемы, то они дождутся такого времени, когда и без того очень трудно будет Земле Русской, и в один день в один час заранее условившись о том поднимут во всех местах Земли Русской всеобщий бунт, и, так как многия из служащих тогда будут и сами участвовать в их Злоумышлении, то некому будет унимать их, и на первых порах много прольется невинной крови, реки ея потекут по Земле Русской, много и вашей братьи дворян, и духовенства, и купечества, расположенных к ГОСУДАРЮ убьют -------------- но когда Земля Русская разделится и одна сторона явно останется с бунтовщиками, другая же явно станет за ГОСУДАРЯ и целость России, вот тогда, ваше боголюбие, усердие Ваше по Боге и ко времени — и Господь поможет правому делу — ставших за ГОСУДАРЯ и Отечество и Святую Церковь нашу — а ГОСУДАРЯ и всю ЦАРСКУЮ ФАМИЛИЮ сохранит Господь невидимою десницею Своею и даст полную победу поднявшим оружие за НЕГО, за Церковь и за благо нераздельности Земли Русской — но не столько и тут крови прольется, сколько тогда как когда правая за ГОСУДАРЯ ставшая сторона получит победу и переловит всех изменников и предаст их в руки Правосудия, тогда уже никого в Сибирь не пошлют, а всех казнят, и вот тут то еще более прежняго крови прольется, но эта кровь будет последняя, очистительная кровь ибо после того Господь благословит люди своя миром и превознесет род помазаннаго своего Давида раба своего Мужа по сердцу своему, благочестивейшего Государя Императора Николая Павловича. Его же утвердила и паче утвердит десница Его святая над Землею Русскою.
Так что же унывать нам, ваше боголюбие, аще Бог за ны, кто на ны — их же бо — предъуведе, сих и предъизбра, их же предъизбра сих и освяти, их же освяти сих и прослави — сих и блюдет, что же унывать нам, ваше боголюбие, аще Бог за ны, кто на ны — разумейте языцы и покоряйтеся яко с нами Бог, могущии покоряйтесь яко с нами Бог и аще паки возможете паки побеждени будете яко с нами Бог так то, ваше боголюбие, с нами Бог и унывать нам нет никакой дороги.
Я в неизреченной радости лишь только хотел было сказать так благословите же Батюшка, я сей час поеду в Петербург и постараюсь видеть Государя и всеподданнейше доложить Ему слова ваши, а он закрывши мне рукою своею рот сказал, как вы не понимаете, не теперь — а после — теперь еще не время, а после после, когда по пророку узрите Иерусалим обстоим вои. Господь вас сам приведет тогда и сам положит по сердцу вашему возглаголать благая о Иерусалиме, а теперь беречись надобно вам, а ГОСУДАРЯ Господь сохранит и благословит ЕГО и Землю Русскую всяким благословением и в земных и в небесных — во время же свое усты ко устам все слова мои ЕГО ВЕЛИЧЕСТВУ доложи — тогда и то что теперь думаешь скажи — я спросил что же — он отвечал все что ко благу Государя, Святой Церкви и Земли Русской Бог тогда по сердцу тебе положит, то ты не убойся и все возвести ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ — а каково тебе и прежде неоднократно говорил, Господь и Божия Матерь Сами устроят путь твой во благое и убогаго Серафима молитвы к Ним за тебя всюду будут с тобою".
Вот все, Ваше Императорское Величество, что Батюшка отец Серафим в эту незабвенную беседу для меня изволил говорить о Вашем Императорском Величестве и прибавил, что Господь на многия лета еще продлит дни живота Вашего и в старости маститой дарует Вам кончину мирную и святую как тем из всеавгустейших предков Вашего Императорского Величества, которые верою и правдою благоугодили Богу.
Здесь бы следовало еще мне помянуть о том, каким образом после кончины Великаго Старца Серафима сказано было мне самому о Его воскресении из мертвых — подтверждено это троекратно — в 1835, в 1847 и в 1851 годах, но не знаю угодно ли будет Вашему Императорскому Величеству знать о том.
За тем всеподданнейше изъяснив в самых коротких сколько мог словах о беседе отца Серафима — и припадая к высокоосвященным стопам ног Ваших до лица земли — всеуниженнейше верноподданически рабски умоляю Вас Великий Государь, что дерзал утруждать Вас всеподданнейшею просьбою, усты ко устам возвестить все то Вашему Императорскому Величеству, таково действительно было на деле желание Великаго Старца Серафима.
Всемилостивейше простите меня.
Вашего Императорского Величества Верноподданнейший раб Титулярный советник, Почетный смотритель Карсунскаго уезднаго училища, член Нижегородско— Ардатовскаго тюремного комитета и кандидат в должность Симбирскаго Советнаго судьи Николай Александр сын Мотовилов.
9 марта 1854 года
Из архива ГАРФ, фонд 109, опись 1 жи 1854, дело 9


МОЛИТВЫ ИКОНЕ "ДЕРЖАВНАЯ"
Главная
Загадка Иисуса



Hosted by uCoz